Самооценка и личность

«Каковы мысли человека, таков и он сам».  (Библия книга Притчи глава 23 стих7)

Вопросы, на которые хочется ответить «да», но понимаешь, что этот ответ – «нет» или «затрудняюсь ответить».

1. Вы совершенно спокойно говорите о том, что лично Вас беспокоит по какому-либо вопросу.

2. Вы способны рассказать другим о своих ошибках или недостатках.

3. Вы спокойно принимаете критику других.

4. Вы можете принимать участие в разговоре без обвинения или смущения. 

5. Вы спокойно, без смущения можете высказать свою точку зрения в любом обществе.

6. Вы способны принимать поздравления или комплименты спокойно.

7. Вы просите снова повторить или объяснить уже сказанное, чтобы не сбиться с толку.

8. Вы спокойно отстаиваете свои убеждения.

9. Вы спокойны относительно собственного достоинства.

10. Вы легко относитесь к своим неудачам и ошибкам, не занимаетесь самоедством.

Вопросы, на которые хочется ответить «нет», но понимаешь, что этот ответ – «да» или «чаще всего».

1. Вас раздражают ошибки другого человека.

2. Критика меня расстраивает, выбивает из колеи, злит, раздражает.

3. Вы очень требовательны к своим близким и к себе. Человек разочаровывает Вас, если сделал что-то недостаточно хорошо на ваш взгляд.

4. Несогласие с Вашей точкой зрения у Вас вызывает отрицательные эмоции, Вы стараетесь переубедить человека.

5. Вы не позволяете дурачить себя, если чувствуете обман. Вы говорите «нет» без угрызений совести. Если кто-то пытается пройти без очереди, Вы можете попросить относиться к людям уважительно.

6. Если Вам что-то непонятно, Вы не станете возвращаться к исходу беседы, боясь показаться собеседнику недалёким.

7. Вам трудно отказаться от какого-либо предложения, часто Вы идёте на поводу у других.

8. Вам очень важно мнение других людей о Вас, и оно играет в Вашей жизни определённую роль.

«Каковы мысли человека, таков и он сам». (Пр. 23:7)

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих взаимоотношений, качеств и места среди других людей.

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически. Уровни самооценки личности В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности: Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности; Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума; Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее. Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других. Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и от других дополнительных условий.

Что влияет на формирование самооценки? 

1. Что человек думает о себе?

2. Что о человеке думают другие?

3. Что он есть на самом деле?

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности. Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

0

Автор публикации

не в сети 8 месяцев

Татьяна

0
Комментарии: 0Публикации: 8Регистрация: 22-02-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *